СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения
Техническое обслуживание
Двигатели
Система смазки
Система охлаждения
Отопление, вентиляция
Система зажигания
Топливная система
Трансмиссия
Ходовая часть
Рулевое управление
Тормозная система
Кузов
Электрооборудование
|
14.1.25. Почему тускнеют фары
Или как добиться наиболее эффективного освещения?
Поговорим о том, почему со временем фары начинают давать
тусклый свет, возможно, и достаточный на пустынном шоссе, но совершенно
неэффективный на оживленном, особенно, если велик встречный поток.
Иногда грешат на генератор и регулятор напряжения, в нем
есть доля истины: неисправности этих приборов заметны по "движению"
светового потока, как бы подчиняющемуся количеству оборотов двигателя.
Понятно, что неважная работа генератора и регулятора напрядения влияет
не только на эффективность фар – в первую очередь страдает аккумулятор,
либо не получающий полноценного заряда, либо напротив – получающий
его в избытке, от чего "кипит" электролит. Фары в этом случае играют
лишь роль индикатора, хотя избыточное напряжение сильно снижает ресурс
ламп. Постоянное же тусклое излучение возникает по другим причинам:
либо сильно загрязняется или покрывается коррозией рефлектор, либо
покрывается темным налетом внутренняя поверхность колбы лампы.
Если долговечность рефлектора зависит от многих факторов,
о которых мы еше поговорим, то даже вполне исправная лампа "набирает"
темный налет за каких-нибудь 30-50 тысяч километров. Эффективность
ее в таком случае процентов на 20 ниже новой.
Рефлектор "живет" дольше. В современных автомобилях рефлектор
и стекло фары являются, так сказать, неделимым целым, что в первую,
конечно, очередь обеспечивает наиболее оптимальный световой пучок,
а во вторую – герметичность. Именно недостаток герметичности способствовал
проникновению внутрь фары пыли, которая потом пригорала на рефлекторе
и снижала его всетоотдачу. То же самое происходило и с влагой, активно
конденсирвоавшейся на рефлекторе, что вызывало коррозию.
Лет пять назад с коррозией пытались бороться каким-то невероятным
способом, заливая в фару красную тормозную жидкость. Мода на эту,
скорее вредную, нежели полезную затею прошла, зато появилась другая
крайность – плексиглазовые "очки" на стекла. Кроме того, что такая
защита снижает светоотдачу, "размазывая" направление лучей, она вызвает
сильный нагрев и обгорание рефлектора. Какой в таком случае прок от
защищенного откамней стекла, если страдает рефлектор – не понятно,
тем более, как уже было сказано, стекло и рефлектор ныне представляют
неделимое целое? Кстати, поэтому нет никакого смысла покупать "линзу"
отдельно: хорошего света от такой фары никогда не добиться.
Наконец, что касается регулировок. Даже отличнейшие фары,
снабженные галогенными лампами, могут оказаться в дороге бесполезными,
если они отрегулированы абы как. Не у каждого, да и не всегда находится
возможность произвести регулировки на стенде. Поэтому весьма неплохие
результаты дают старые, хорошо испытанные способы "домашней" регулировки.
Машину устанавливают на ровную площадку, отмеряют 30 метров и ставят
на отметку, допустим, кирпич. Одну из фар, включенную на ближний свет,
чем-нибудь завешивают, а во второй – вращают регулировочные винты
так, чтобы границу освещенности вертикально подвести к поставленному
кирпичу. То же самое делают и с другой фарой. Дальний свет регулируют
в горизонтальном направлении, но уже без кирпича: тут важно добиться,
чтобы пучки от обеих фар не раздваивались и не сходились в середине.
|