СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения
Техническое обслуживание
Двигатели
Система смазки
Система охлаждения
Отопление, вентиляция
Система зажигания
Топливная система
Трансмиссия
Ходовая часть
Рулевое управление
Тормозная система
Кузов
Электрооборудование
|
13.35. Коррозия металла
Примерно 70% стоимости автомобиля определяются состоянием кузова.
А оно, в свою очередь, зависит от того, побывал ли автомобиль в аварии
и, главное, от степени его коррозионных повреждений.
Причины, вызывающие ускоренную коррозию, подразделяются на две группы
и связаны:
– с конструктивными либо технологическими особенностями конкретных моделей;
– с внешними воздействиями.
К первой группе можно отнести:
– возникновение высоких напряжений и вибраций металла кузова;
– наличие "карманов" в несущих сечениях кузовов;
– использование тонкого металлического листа (0,7–0,8 мм);
– использование металла с примесями, увеличивающими скорость коррозии;
– наличие концентратов коррозии в виде молдингов и других украшений.
К внешним воздействиям относятся:
– сернистые соединения, двуокись углерода и хлориды, содержащиеся в окружающей
среде;
– солевые растворы, применяемые для борьбы с гололедом.
В наших условиях наибольшее воздействие оказывают различные солевые
растворы, так как приводят к образованию токопроводящих "мостиков"
между деталями кузова, как правило, имеющими разный электрический
потенциал. Это вызывает наиболее быстротекуший вид разрушения металла
– электрохимическую коррозию. Суть в том, что все автомобили имеют
однопроводную электросхему, и, следовательно, по кузову "гуляют" токи
от одного потребителя к другому.
Не будем далее углубляться в теорию, оставив ее специалистам в области
коррозии, и обратимся к практическим вопросам. Результаты эти основываются
на использовании в ходе экспертизы трех типов приборов, позволяющих
оценить:
– изменение толщины "живого" металла, то есть не подвергшегося
воздействию коррозии;
– степень эрозии металла с внутренней стороны, проще говоря, степень
его разрыхления или разрушения окислами;
– толщину косметических слоев (краски, шпатлевки), что позволяет определить,
был ли кузов в ремонте и попытки его скрыть.
Результаты экспертиз, которые проводят специалисты, позволяют сделать
следующие выводы:
1. В условиях нашего региона скорость проникновения коррозии в металл
для автомобилей с зимней эксплуатацией составляет – 0,2 мм в год и
0,1 мм в год для автомобилей, не видевших соли.
2. Особенно быстро развивается коррозия в зонах, подвергавшихся кузовному ремонту,
и уж совсем быстро, если этот ремонт производился с использованием сварки или
пайки, так как создаются электрохимические пары из разнородных металлов. Для
покупающих автомобиль, в особенности иномарку, это принципиально важно. Ведь
не зря бережливые европейцы практически всегда продают даже слегка битый автомобиль
(правда, получив страховку) за бесценок – $1–2 тысячи. За сколько их потом перепродают
на наших рынках, читатель, видимо, знает и сам. Но уж если вам посчастливилось
обнаружить скрытый дефект до совершения покупки, знайте, что реальная стоимость
такой автомашины на 25–50% ниже, чем у небитой. Нельзя забывать о том, что рано
или поздно вы будете автомобиль продавать, а без экспертов дорогие покупки сейчас
делают лишь очень наивные люди.
3. Наиболее быстро идет процесс коррозии в автомобилях, эксплуатирующихся
зимой и хранящихся в гаражах, особенно теплых, без предварительного
растворения солей проточной водой. Подчеркиваем, не смывания, а именно
растворения. Очень ошибаются те, кто полагают, что, вымывая сильной
струей нижнюю часть автомобиля, они делают доброе дело. Соли легко
растворяются и без сильного напора, а вот защитные покрытия от мощной
струи довольно быстро "отлипают" от металла, провисают, создавая лишь
иллюзию защиты. В образующихся между металлом и провисшей мастикой
полостях коррозия развивается гораздо быстрее, чем на открытом металле.
Крайне не рекомендуется мыть автомобиль горячей водой, поскольку из-за
разного температурного расширения прогревающиеся в первую очередь
защитные покрытия "сползают" с металла, образуя отрицательный эффект.
Не правы те, кто полагает, что чем защитное покрытие толще, тем лучше.
Все как раз наоборот. Главное, чтобы в покрытии не было разрывов,
а потому его необходимо регулярно обновлять.
В заключение – практический совет. Из двух автомобилей лучше не тот, который
"моложе", а тот, на котором процесс разрушения металла не проник на
глубину более 0,4–0,5 мм. В этом случае никакой обработкой невозможно предотвратить
образование дыр через полтора-два года. И наоборот, даже старый автомобиль,
обладающий с начала эксплуатации надежной защитой, прослужит еще много лет.
В наших условиях в иномарке можно отремонтировать двигатель и ходовую часть,
но экономически нецелесообразно ремонтировать сильно прогнивший кузов.
|