СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения
Техническое обслуживание
Двигатели
Система смазки
Система охлаждения
Отопление, вентиляция
Система зажигания
Топливная система
Трансмиссия
Ходовая часть
Рулевое управление
Тормозная система
Кузов
Электрооборудование
|
2.5.1. Двигатель и система выпуска отработанных газов
Должны быть выполнены следующие пункты по техническому обслуживанию согласно его
плану.
Двигатель: замена масла и фильтра.
Двигатель: визуальная проверка на отсутствие утечек масла.
Двигатель: проверка уровня масла.
Клиновой ребристый ремень: проверка состояния.
Свечи зажигания: замена.
Трос рычажного механизма: смажьте все сферические головки и тросы
Боудена и проверьте их легкость хода.
Система охлаждения и система отопления: проверьте уровень жидкости,
концентрацию антифриза. Визуальная проверка на отсутствие негерметичностей и
наружного загрязнения радиатора. Замените охлаждающую жидкость.
Кондиционер: проверьте уровень хладагента.
Топливный фильтр: замените.
Воздухоочиститель с сухим фильтрующим элементом: замените фильтрующий
элемент.
Система выпуска отработанных газов: визуальная проверка на отсутствие
повреждений.
2.5.1.1. Замена моторного масла
Для замены моторного масла требуется следующий инструмент:
– осмотровая яма или гидравлический автомобильный домкрат с подставными
козлами;
– комплект сменных торцевых головок для снятия крышки масляного
фильтра и резьбовой пробки маслосливного отверстия;
– маслосборник (если масло не откачивается) емкостью как минимум
на 8 л масла.
Требуются следующие быстро изнашивающиеся детали:
– в том случае если масло не откачивается: алюминиевое или медное
уплотнительное кольцо для резьбовой пробки маслосливного отверстия (иногда поставляется
вместе с масляным фильтром);
– фильтрующий патрон масляного фильтра.
В зависимости от двигателя залейте от 5,8 до 7,5 литра моторного масла. Для
дизеля, соответственно, от 6 до 7 литров. Применяйте только моторное масло,
рекомендованное фирмой Mercedes.
Количество заменяемого масла
4-цилиндровый бензиновый двигатель
|
5,8 л
|
6-цилиндровый бензиновый двигатель
|
7,5 л
|
2,0 л дизельный двигатель
|
6,0 л
|
2,2 л дизельный двигатель
|
6,5 л
|
2,5 л дизельный двигатель
|
7,0 л
|
Масло следует заменять один раз в год. Если в течение этого промежутка времени
автомашина проходит более 15 000 км, то масло следует заменять уже после пробега
15 000 км. При этом одновременно заменяется фильтрующий патрон.
При тяжелых условиях эксплуатации, таких, как поездки на короткие расстояния,
сравнительно частые пуски холодного двигателя и очень пыльные дорожные условия,
заменять масло и масляный фильтр следует через более краткие промежутки времени.
У бензинового двигателя моторное масло можно откачивать на автозаправочной станции
при помощи зонда через маслоизмерительную трубку. Не выбрасывайте бесконтрольно
отработанное мало и не смешивайте его с бытовым мусором, ибо тем самым наносится
непоправимый ущерб окружающей среде, как, например, загрязнение грунтовых вод.
2.5.1.1.1. Слив моторного масла
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Прогрейте двигатель до рабочей
температуры, до тех пор, пока устройство температурной индикации охлаждающей
жидкости не просигнализирует о достижении ее нормальной рабочей температуры.
Затем проедьте еще не менее 5 км для того, чтобы была обеспечена также
и достаточная температура моторного масла.
|
|
2. Отвинтите крышку масляного
фильтра (2) при помощи подходящей сменной торцевой головки. Благодаря
этому моторное масло может сливаться из масляного фильтра в масляный
поддон
|
3. Достаньте крышку масляного
фильтра (2) вместе с зафиксированным пружинными зажимами фильтрующим
патроном (4).
|
4. Откачайте моторное масло маслоотсасывающим
устройством через направляющую трубку указателя уровня масла. Если
в вашем распоряжении нет маслоотсасывающего устройства, то спустите
моторное масло.
|
5. Установите горизонтально автомобиль
с использованием козлов или домкратов.
|
6. Снимите нижнюю защитную крышку
моторного отсека.l
|
7. Установите сосуд для сбора отработанного
масла под масляным поддоном.
|
|
8. Выкрутите резьбовую пробку
маслосливного отверстия из масляного поддона и полностью слейте отработанное
масло.
|
Предупреждение
Если в моторном
масле в больших количествах присутствует металлическая стружка и
продукты истирания, то это указывает на неисправности, связанные
с заеданием или корродированием отдельных деталей, например, с повреждением
коленчатого вала или шатунного подшипника. Чтобы предотвратить возможность
появления последующих неисправностей после произведенного ремонта,
обязательно тщательно очистите смазочные каналы и масляные шланги.
Дополнительно, если имеется, следует заменить масляный радиатор.
|
9. Затем ввинтите резьбовую пробку
маслосливного отверстия с новым уплотнительным кольцом и туго затяните
ее с моментом 25 Н.м.
|
10. Установите в масляный фильтр
новый фильтрующий патрон (4). |
11. Навинтите крышку масляного фильтра
с новым уплотнительным кольцом (3). Моменты подтягивания: алюминиевой
крышки – 20 Н.м., а пластмассовой крышки – 25 Н.м.
|
|
12. Откройте резьбовую крышку
и залейте масло в наливной патрубок крышки головки блока цилиндров.
|
Предупреждение
Сначала рекомендуется
налить менее 1/2 л моторного масла, оставить двигатель прогреваться
и после нескольких минут проверить уровень при помощи указателя
уровня масла, при необходимости долейте моторного масла. Излишки
моторного масла необходимо откачать, так как в противном случае
могут быть повреждены прокладки двигателя или катализатор.
Моторные масла
типа CD, которые изготовителем предлагаются исключительно для дизельных
двигателей, не подходят для двигателей внутреннего сгорания с принудительным
искровым воспламенением рабочей смеси.
|
13. Откройте резьбовую крышку и
залейте масло в наливной патрубок крышки головки блока цилиндров.
|
14. Опустите автомобиль. |
15. После пробной поездки проверьте
герметичность резьбовой пробки сливного отверстия и масляного фильтра,
при необходимости осторожно подтяните резьбовые соединения. |
16. У прогретого до рабочей температуры
двигателя проверьте еще раз уровень масла примерно спустя 3 минуты
после его остановки, при необходимости внесите коррективы. |
17. Установите внизу защитную крышку
моторного отсека. |
Предупреждение
Чтобы лучше
можно было проверить условия эксплуатации двигателя, при замене
масла следует применять каждый раз масло одинакового типа и, по
возможности, той же марки. Поэтому целесообразно при каждой замене
масла обратить внимание на справочную табличку, закрепленную на
двигателе, на которой отмечены марка и вязкость масла.
Использование
без разбора масел различных типов является неблагоприятным. По возможности,
следует смешивать моторные масла одинакового типа, но различных
марок. При необходимости можно доливать на стыке сезонов моторные
масла одинакового типа и одинаковой марки, но с различной вязкостью.
|
|
2.5.1.1.2. Визуальный контроль утечки масла
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. У смазываемого маслом двигателя при высоком
расходе масла проверьте, где вытекает масло. |
1а. Откройте крышку маслоналивного отверстия
и проверьте уплотнение на отсутствие пористости или повреждения.
|
1б. Система вентиляции картера: например, вентиляционный
шланг от крышки головки блока цилиндров к корпусу дроссельной заслонки.
|
1в. Уплотнение крышки головки блока цилиндров.
|
1г. Уплотнение головки блока цилиндров.
|
1д. Уплотнение масляного фильтра: крышка масляного
фильтра.
|
1е. Резьбовая пробка маслосливного отверстия
(уплотнительное кольцо).
|
1ж. Уплотнение масляного поддона.
|
1з. Сальники спереди и сзади распределительного
и коленчатого вала.
|
2. Так как при наличии неплотностей в большинстве
случаев масло распределяется по сравнительно большой поверхности двигателя,
то, на первый взгляд, невозможно определить утечку масла. При поиске
целесообразно поступать следующим образом.
|
2а. Промойте двигатель. Для этого обрызгайте
двигатель стандартным низкотемпературным детергентом и после кратковременной
выдержки промойте водяной струей. Предварительно закройте генератор
пластмассовым колпаком. |
2б. Опылите известью или порошком талька места
разъединения и уплотнения снаружи на двигателе.
|
2в. Проверьте уровень масла, при необходимости
долейте масло.
|
2г. Проведите пробную поездку. Так как масло
при горячем двигателе становится жидким и благодаря этому скорее появится
в точках утечек, то эту пробную поездку следует провести на отрезке
около 30 км по скоростному шоссе.
|
2д. Затем двигатель обследуйте осветительной
лампой, локализуйте неплотное место и устраните дефект.
|
|
2.5.1.1.3. Проверка уровня масла
Предупреждение
Двигатель не должен расходовать
масла более 1,0 л на 1000 км пробега. Больший расход является признаком износа
маслоотражательных колпачков стержней клапанов и/ или поршневых колец или масляных
уплотнений.
При измерении уровня масла
автомобиль должен стоять на горизонтальной поверхности.
Двигатель должен быть прогрет
до рабочей температуры.
После остановки двигателя
выждите не менее 3 минут для того, чтобы масло собралось в масляном поддоне.
2.5.1.3. Замена свечей зажигания
Требуемый специальный инструмент:
– оправка торцовых гаечных ключей для свечей зажигания, например, HAZET
2776.
Должны быть куплены следующие быстро изнашивающиеся детали:
– 4 или 6 соответствующих свечей зажигания.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. Снимите свечи зажигания.
|
|
2. Измерьте щупом величину зазора
между электродами (2). Заданное значение: 0,8 мм. У новых свечей зажигания,
как правило, зазор между электродами отрегулирован правильно.
|
3. Для регулирования зазора между
контактами подогните боковой электрод (1). Для этого имеется простой,
практичный инструмент (3), при его отсутствии постучите молотком сбоку
в направлении бокового электрода.
|
4. При изгибании поддерживайте небольшой
отверткой буртик резьбы свечи, ни в коем случае не на центральном
электроде (4), иначе этот электрод повреждается. |
5. Установите свечи зажигания. |
|
2.5.1.4. Проверка электрических соединений
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Проверьте жесткость посадки всех электрических
соединений на катушках зажигания.
|
2. Замените поврежденные зажимы.
|
3. Контакты не должны быть влажными, в противном
случае очистите контакты и обрызгайте их аэрозолем для обработки электрических
контактных соединений.
|
4. Изогните провода высокого напряжения по узкому
радиусу и проверьте их на отсутствие трещин. В противном случае замените
все провода высокого напряжения.
|
|
2.5.1.5. Смазка системы управления дроссельной заслонкой
4-цилиндровый бензиновый двигатель
6-цилиндровый бензиновый двигатель
Дизельный двигатель объемом 2,0 л
Дизельный двигатель объемом 2,2/ 2,5 л
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Смажьте чистым моторным маслом все места
опоры регулировочного рычага, сферических головок, тросовых приводов.
|
2. Проверьте на легкость хода и отсутствие
износа систему управления дроссельной заслонкой.
|
|
2.5.1.6. Проверка уровня охлаждающей жидкости
Уровень охлаждающей жидкости вне технического обслуживания следует проверять также
перед каждой сравнительно длительной поездкой. Для доливки, даже в теплое время
года, применяйте только смесь из антифриза и безызвестковой, чистой воды.
Предупреждение
Чтобы продолжать поездку,
можно также, особенно летом, доливать чистую воду. В этом случае необходимо
как можно скорее вносить коррективы в состав охлаждающей жидкости радиатора.
|
6-цилиндровый или 4-цилиндровый двигатель
с кондиционером: уровень охлаждающей жидкости у холодного двигателя (температура
охлаждающей жидкости около +20° С) должен достигать поверхности раздела
между черной верхней частью и прозрачной нижней частью компенсационного
бачка. |
4-цилиндровый двигатель без кондиционера: уровень охлаждающей жидкости у холодного
двигателя (температура охлаждающей жидкости около +20° С) должен доходить до отметки
в наливном патрубке радиатора.
Долейте охлаждающую жидкость, если ее уровень слишком низкий.
Чтобы избежать повреждения двигателя, доливайте охлаждающую жидкость при холодном
двигателе.
Предупреждение
Осторожно открывайте запорную
крышку при горячем двигателе. Существует опасность ошпариться! При открывании
поверх запорной крышки уложите тряпку. Запорную крышку открывайте по возможности
только в том случае, когда температура охлаждающей жидкости опустится ниже 90°
С.
|
При открывании сначала слегка приподнимите
запорную крышку для того, чтобы убрать избыточное давление. После этого
проверните дальше крышку и снимите ее. |
Проведите визуальный осмотр, если уровень охлаждающей жидкости снижается за
непродолжительное время.
2.5.1.6.2. Добавление концентрата охлаждающего средства (Mercedes Benz)
Предупреждение
Так как некоторые детали
системы охлаждения изготовлены из алюминия, то нужно применять для этих целей
только подходящее и разрешенное к использованию фирмой Mercedes-Benz антифризно-антикоррозионное
средство.
Пример: измерение защиты 4-цилиндрового двигателя от замерзания (без кондиционера)
при помощи ареометра гарантирует эту защиту до температуры –20° С. В этом случае
слейте из системы охлаждения 1,3 л охлаждающей жидкости и затем долейте 1,3 л
чистого концентрата антифриза. Благодаря этому гарантируется защита двигателя
от замерзания до температуры –37° С. Если следует гарантировать защиту двигателя
от замерзания до –45° С, замените 1,7 л жидкости.
|
Измеренное значение, ° С
|
0
|
–10
|
–20
|
–30
|
|
Количественная разность, л
|
Бензиновые двигатели
|
4-цилиндр. –37° / без кондиц. –45°
| 4,0 / 4,4
| 2,4 / 2,8
| 1,3 / 1,7
| 0,5 / 0,9
|
4-цилиндр. –37°/ с кондиц. –45°
| 4,5 / 5,0
| 2,7 / 3,2
| 1,4 / 1,9
| 0,5 / 1,0
|
6-цилиндр. –37°/ –45°
| 5,0 / 5,5
| 3,0 / 3,5
| 1,6 / 2,1
| 0,6 / 1,1
|
Дизельные двигатели
|
Двигатель 2,0л –37° / –45°
| 4,0 / 4,4
| 2,4 / 2,8
| 1,3 / 1,7
| 0,5 / 0,9
|
Двигатель 2,0 л –37° / –45° с кондиц.
| 4,5 / 5,0
| 2,7 / 3,2
| 1,4 / 1,9
| 0,5 / 1,0
|
Двигатель 2,2 л –37° / –45°
| 3,5 / 3,9
| 2,1 / 2,5
| 1,1 / 1,5
| 0,5 / 0,8
|
Двигатель 2,2 л –37° / –45° с кондиц.
| 3,8 / 4,1
| 2,3 / 2,6
| 1,2 / 1,6
| 0,5 / 0,8
|
Двигатель 2,5 л –37°/ –45°
| 3,8 / 4,1
| 2,3 / 2,6
| 1,2 / 1,6
| 0,5 / 0,8
|
Предупреждение
Указанные в таблице значения
действительны для температуры охлаждающей жидкости примерно +20° С.
Закройте запорную крышку на радиаторе и после пробной поездки снова проверьте
антифризную защиту.
2.5.1.6.3. Проверка герметичности системы охлаждения
Сдавливая и изгибая, проверьте шланги с охлаждающей жидкостью на отсутствие пористых
мест, замените ставшие жесткими шланги.
Шланги нельзя надевать слишком коротко на соединительные патрубки.
Проверьте жесткую посадку хомутов для резиновых шлангов, при необходимости
замените хомуты.
Проверьте уплотнение запорной крышки радиатора или компенсационного бачка на
отсутствие повреждений.
Предупреждение
Слишком низкий уровень
охлаждающей жидкости может быть вызван также неправильно закрученной запорной
крышкой радиатора (нет герметичности).
Четкая утечка охлаждающей жидкости и/ или наличие масла в охлаждающей жидкости,
а также белые облака выхлопных газов при горячем двигателе указывают на поврежденную
прокладку головки блока цилиндров.
Предупреждение
Иногда трудно обнаружить
место утечки. В этом случае рекомендуем применять испытание давлением в автомастерской
(требуется специальное устройство). При этом также можно проверить предохранительный
клапан запорной крышки радиатора.
2.5.1.7. Кондиционер: проверка уровня хладагента
Предупреждение
Нельзя открывать циркуляционный
контур хладагента в кондиционере. Хладагент содержит вещества, которые в контакте
с кожей могут привести к обморожению.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. Очистите указатель уровня
(стрелка) на бачке с жидкостью. |
|
2. Снимите штеккерный разъем
с термодатчика (охлаждающее средство/ кондиционирование) (В10/8).
Зашунтируйте соединения вспомогательным проводом. |
3. Запустите двигатель и оставьте
его работать на холостом ходу. |
4. Включите кондиционер и установите
его в положение "Размораживание" или "Сушка воздухом".
|
5. Удалите перемычку на штекерном
разъеме и при этом наблюдайте через глазок на бачке с хладагентом.
Кратковременно после включения электромагнитной соединительной муфты
хладагент должен подниматься и затем протекать без пузырьков. В этом
случае хладагент может быть больше не видим. |
6. Надвиньте на термодатчик штеккерный
разъем. |
|
Предупреждение
При более высоких температурах
окружающей среды (свыше +35° С) даже при нормальном количестве заполняющего
хладагента может появиться пена и немного пузырьков. При утечке хладагента или
предполагаемой негерметичности системы корректное количество заполняющего хладагента
можно определить только путем полного опорожнения и нового заполнения системы
(работа в автомастерской).
2.5.1.9. Замена сменного элемента воздушкого фильтра
Для замены не требуется никакого специального инструмента.
Необходимо купить следующую быстро изнашивающуюся деталь:
– сменный элемент воздушного фильтра. При его покупке обращайте внимание
на соответствие мощности двигателя.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. Снимите крышку воздушного
фильтра. Для этого откройте быстродействующие затворы (стрелки).
|
|
2. Извлеките фильтрующий элемент.
При этом берите фильтрующий элемент за бумажные складки без перфорированного
листа. Не применяйте никакого инструмента.
|
3. Вытрите корпус фильтра тряпкой.
|
|
4. Вставьте новый фильтрующий
элемент в корпус воздушного фильтра. Уплотнительная резина должна
плотно прилегать со всех сторон.
|
5. Проверьте уплотнение на крышке
воздушного фильтра на отсутствие повреждений, при необходимости – замените.
|
6. Насадите крышку и защелкните
быстродействующие затворы.
|
|
2.5.1.10. Проверка системы выпуска отработанных газов
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Преподнимите автомобиль.
|
2. Проверьте жесткость посадки крепежных хомутов.
|
3. Осветите лампой и обследуйте систему выпуска
отработанных газов на отсутствие дырок, проржавевших деталей, а также
мест вредного контакта.
|
4. Замените сильно раздавленные (смятые) трубопроводы.
|
5. Путем вращения и растяжения проверьте на
отсутствие пористости резиновые крепления и при необходимости замените
их.
|
6. Проверьте электрическое соединение и жесткую
посадку кислородного датчика (лямбда-зонда).
|
7. Все болты и гайки на фланцевых соединениях
подтяните с моментом 20 Н.м.
|
8. Опустите автомобиль.
|
|
|