СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения
Техническое обслуживание
Двигатели
Система смазки
Система охлаждения
Отопление, вентиляция
Система зажигания
Топливная система
Трансмиссия
Ходовая часть
Рулевое управление
Тормозная система
Кузов
Электрооборудование
|
11.8. Легко и непринужденно
Человек всегда стремится при минимуме затраченных усилий получить
максимум отдачи. Сперва ему стало лень ходить пешком – и появился
автомобиль. В скором времени "трудолюбивое" человечество с ужасом
обнаружило, что даже на то, чтобы крутить руль, сил приходится тратить
не так уж и мало. И задумалось, как бы свою тяжкую участь облегчить...
В результате этих размышлений в XIX веке родилась концепция усилителя рулевого
управления. После появления на улицах городов большегрузных автобусов с паровым
двигателем стало необходимо облегчить труд управляющих ими водителей. Начался
поиск конструктивных решений, позволяющих уменьшить усилие при повороте рулевого
колеса.
В 1925 году в США Фрэнсис Дейвис одним из первых запатентовал гидравлический
усилитель рулевого управления, а в 1933 году концерн "Дженерал Моторс"
уже намеревался установить его на своем автомобиле "Кадиллак" с двенадцатицилиндровым
двигателем. К 1951 году компания "Крайслер" освоила производство гидроусилителей
руля и с этого времени начала оснащать им многие свои модели. Первым
изготовителем легковых автомобилей, предложившим установку гидроусилителя
рулевого управления в качестве дополнительного оборудования модели
"519", была фирма "Фиат". В настоящее время в результате
появления
переднеприводных автомобилей, использования шин большего размера и
массы, подвески с усложненной кинематикой существует необходимость
в применении усилителей рулевого управления даже на небольших автомобилях.
Как следует из названия, данное устройство основано на использовании
принципа гидравлики. Давление в системе, заправленной специальной
жидкостью, создается гидравлическим насосом, приводимым в действие
коленвалом двигателя. В конструкции предусмотрен золотниковый клапан,
который при повороте руля переключает подачу жидкости в ту или иную
полость, обеспечивая дополнительное воздействие на исполнительный
механизм рулевого управления (редуктор или рейку). Первоначально конструкции
рулевого управления с гидроусилителем были несовершенны и имели ряд
недостатков. Например, они уменьшали усилие при управлении автомобилем
настолько, что терялась информативность рулевого управления. Такие
системы устанавливались на автомобиль вплоть до 80-х годов. Нетрудно
себе представить, насколько опасно "переборщить" при манипулировании
рулем, выполняя поворот на большой скорости.
Отсюда вытекают основные требования, которым должен соответствовать
механизм гидроусилителя. Задача состоит в том, чтобы сделать поворачивание
легким при маневрировании с малой скоростью и более ощутимым по усилию
на рулевом колесе при движении с большей скоростью, чтобы управление
автомобилем стало как можно более безопасным.
У большинства гидроусилителей вне зависимости от скорости движения
автомобиля коэффициент усиления остается постоянным. Однако все большее
число поступающих на рынок автомобилей сегодня оснащается системами
с переменным коэффициентом усиления, у которых степень усиления уже
изменяется в зависимости от скорости движения автомобиля. Они обеспечивают
точную и быструю реакцию при движении автомобиля на поворотах и требуемое
усилие при маневрировании автомобиля с малой скоростью.
Одним из путей достижения этого является использование рейки рулевого
механизма с переменным отношением зубчатого зацепления. С этой целью
по длине рейки изменяется шаг и диаметр делительной окружности зубьев,
а на шестерне шаг зубьев остается постоянным. Когда колеса автомобиля
выставлены для движения в прямом направлении, передаточное число рулевого
механизма равное единице и коэффициент усиления наименьший, но по
мере приближения рулевого колеса к его крайним положениям, передаточное
число возрастает и усилие, необходимое для поворачивания колес, уменьшается.
Гидроусилитель рулевого механизма, управляемый компьютером, также
перестает быть чем-то необычным. Такие системы рулевого управления
обрабатывают информацию от спидометра автомобиля. Их работа определяется
не только числом оборотов двигателя, но и скоростью движения автомобиля.
Микропроцессор компьютера анализирует поступающие от датчика сигналы
и вычисляет требуемый на каждый момент коэффициент усиления, который
реализуется с помощью электрогидравлического преобразователя.
Идея разработчиков таких систем: взять лучшее из двух видов рулевого
управления – при скоростях, характерных для паркования автомобиля,
сделать рулевое управление наиболее легким, а при движении с высокой
скоростью действие усилителя уменьшать до такой степени, чтобы система
работала почти так же, как обычное механическое рулевое управление
без усилителя.
|