СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения
Техническое обслуживание
Двигатели
Система смазки
Система охлаждения
Отопление, вентиляция
Система зажигания
Топливная система
Трансмиссия
Ходовая часть
Рулевое управление
Тормозная система
Кузов
Электрооборудование
|
2.5.4. Тормоза/ шины
Дисковый тормозной механизм: проверьте толщину фрикционных накладок
передних и задних тормозных колодок. Проверьте состояние диска тормозного механизма.
Проверьте уровень тормозной жидкости.
Тормозная система: проверьте на отсутствие неплотностей и повреждений
трубопроводы, шланги и соединения.
Замените тормозную жидкость.
Резиновые шины: проверьте глубину канавок протекторного рисунка
и давление воздуха в накачанных шинах; проверьте шины на износ и повреждения
(включая запасное колесо).
Колеса: открутите их, проверьте состояние ободьев снаружи и внутри,
очистите колеса и привинтите их с предписанным крутящим моментом.
2.5.4.1. Проверка толщины фрикционных накладок тормозных колодок
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Отметьте краской положение
колес по отношению к их ступицам. Благодаря этому отбалансированное
колесо можно снова установить в прежнюю позицию. Ослабьте колесные
болты у автомобиля, стоящего на опорной поверхности. Преподнимите
автомобиль и снимите колеса.
|
2. Проверьте толщину тормозных дисков.
|
|
3. Измеряйте толщину фрикционных
накладок тормозных колодок (без тыльной пластины) при помощи штангенциркуля.
Предел износа фрикционных накладок дисковых тормозов на переднем и
заднем мосту достигается в том случае, если фрикционная накладка без
тыльной пластины имеет толщину лишь 2 мм. В этом случае всегда меняйте
все четыре фрикционные накладки одного моста.
|
Предупреждение
Согласно простому
правилу, у передних дисковых тормозов 1 мм фрикционной тормозной
накладки соответствует пробегу как минимум в 1000 км. Это правило
действительно даже при эксплуатации автомобиля при неблагоприятных
условиях. В нормальном случае фрикционные накладки выдерживают намного
больше. При толщине фрикционных накладок дисковых тормозов в 5,0
мм (без тыльной пластины) остаточная пригодность фрикционных накладок
тормозных колодок, следовательно, еще составляет как минимум 3000
км пробега.
|
4. Насадите колеса таким образом,
чтобы совпали отметки, нанесенные при разборке. Предварительно слегка
смажьте пластичной смазкой для подшипников качения центрирующее гнездо
обода на ступице колеса. Навинтите колеса. Автомобиль опустите и туго
накрест затяните колесные болты с моментом 110 Н.м.
|
|
2.5.4.2. Проверка уровня тормозной жидкости
Бачок с тормозной жидкостью расположен в моторном отсеке. Он разделен на две камеры,
по одной для каждого контура тормозного привода. Винтовой затвор имеет вентиляционное
отверстие, которое не должно быть засорено. Бачок прозрачен, так что уровень тормозной
жидкости в любое время может быть проконтролирован снаружи. Целесообразно через
регулярные промежутки времени посматривать на бачок.
Уровень жидкости при закрытой крышке должен находиться между отметками "max"
и "min", выдавленными на бачке.
Заливайте тормозную жидкость только спецификации DOT 4.
Из-за износа тормозных дисков происходит незначительное снижение уровня тормозной
жидкости. Это считается нормальным явлением.
Но если в течение краткого времени сильно снижается уровень тормозной жидкости,
то это признак ее утечки.
В этом случае необходимо немедленно обнаружить место утечки. В целях безопасности
проверять тормозную систему следует в специализированной автомастерской.
2.5.4.3. Проверка сигнального фонаря уровня тормозной жидкости
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Включите зажигание.
|
2. Отпустите стояночный тормоз.
|
|
3. Выжимайте пальцем поочередно
вниз оба контакта (1) и (2).
|
4. Помощник проверяет, загорается
ли соответственно сигнальный фонарь. Если нет, то в соответствии с
принципиальной схемой электрооборудования проверьте электрическую
линию.
|
5. Нельзя демонтировать контактные
вставки. При необходимости замените бачок.
|
|
2.5.4.4. Визуальная проверка трубопроводов тормозного привода
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Преподнимите автомобиль.
|
2. Очистите трубопроводы тормозного
привода низкотемпературным очистительным средством.
Предупреждение
Для защиты
от коррозии трубопроводы тормозного привода покрыты пленкой из синтетического
полимера. Если пленка повреждена, то это может привести к корродированию
трубопроводов. По этой причине нельзя очищать трубопроводы тормозного
привода проволочной щеткой, напильником или отверткой.
|
3. Освещая лампой, проверьте трубопроводы
тормозного привода от главного тормозного цилиндра к отдельным колесным
тормозным цилиндрам. Главный тормозной цилиндр установлен в моторном
отсеке под бачком с тормозной жидкостью.
Предупреждение
Трубопроводы
тормозного привода нельзя ни изгибать, ни сжимать. Они также не
должны иметь коррозионных язв и точек истирания. В противном случае
трубопровод, идущий к ближайшему месту разъединениыя, следует заменить.
Тормозные шланги
соединяют трубопроводы тормозного привода с колесными тормозными
цилиндрами на движущихся деталях автомобиля. Они состоят из устойчивого
к высокому давлению материала, но с течением времени он может становиться
пористым, разбухшим или разрезан острыми предметами. В таком случае
эти трубопроводы следует немедленно заменить.
|
Изгибайте вручную туда-сюда тормозные шланги для того, чтобы
установить, есть ли повреждение. Эти шланги нельзя скручивать.
Обращайте внимание на цветную обозначающую полосу! |
|
4. Поверните влево и вправо до упора
рулевое колесо. При этом тормозные шланги не должны ни в каком положении
соприкасаться с деталями автомобиля.
|
5. Места соединений трубопроводов
тормозного привода и тормозных шлангов не должны быть увлажнены выступающей
тормозной жидкостью.
Предупреждение
Если бачок
и уплотнения увлажнены выступающей тормозной жидкостью, то это не
обязательно является указанием на неисправность главного тормозного
цилиндра. Скорее всего, тормозная жидкость может просочиться через
вентиляционное отверстие в крышке или через уплотнение в крышке.
|
6. Опустите автомобиль.
|
7. Еще раз проверните до упора
влево и вправо рулевое колесо и проверьте, не соприкасаются ли тормозные
шланги в каком-нибудь положении с деталями автомобиля.
|
|
2.5.4.5. Замена тормозной жидкости
Только у автомобилей без системы регулирования проскальзывания ведущих колес относительно
опорной поверхности (ASR).
Необходимый специальный инструмент:
– круглый ключ для отворачивания болтов вытяжного устройства;
– прозрачный пластмассовый шланг.
Необходимые быстроизнашивающиеся детали:
– примерно 0,5 л тормозной жидкости спецификации DOT 4.
Тормозная жидкость через поры тормозных шлангов, а также через вентиляционное
отверстие бачка поглощает влагу из воздуха. Из-за этого с течением времени эксплуатации
снижается температура кипения тормозной жидкости. При сильной нагруженности
тормозов это может привести к образованию пузырьков пара в трубопроводах тормозного
привода, из-за чего сильно нарушается функционирование системы торможения.
Независимо от величины пробега тормозную жидкость заменяйте, по возможности,
весной, через каждые два года. При многочисленных поездках в горные районы тормозную
жидкость заменяйте через более краткие промежутки времени.
При обращении с тормозной жидкостью соблюдайте правила предосторожности.
Отметьте полоской фетра уровень тормозной жидкости в бачке. После замены тормозной
жидкости снова восстановите ее первоначальный уровень. Благодаря этому предотвращается
перелив бачка гидравлического тормозного привода при замене фрикционных накладок
тормозных колодок.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. При помощи отсасывающей склянки откачайте
из бачка гидравлического тормозного привода тормозную жидкость до
уровня примерно 10 мм.
Предупреждение
Не опорожняйте
полностью бачок, чтобы воздух не попал в тормозную систему.
|
2. Заполните новой тормозной жидкостью бачок
до отметки "max".
|
3. Надвиньте на правом заднем суппорте дискового
тормоза чистый шланг на клапан сапуна, подставьте подходящий сосуд.
|
4. Поручите помощнику несколько раз выжимать
педаль тормоза до тех пор, пока не создастся противодавление. Поручите
выжимать педаль тормоза, одновременно откройте клапан сапуна и оставьте
вытекать тормозную жидкость через прозрачный шланг. Закройте клапан
сапуна, если педаль примыкает к основанию несущего кузова, снимите
ногу с педали. Эту операцию повторяйте (около 10 раз) на каждом клапане
сапуна до тех пор, пока не начнет выступать уже новая тормозная жидкость.
Новую тормозную жидкость можно определить по более светлой окраске.
|
5. Закройте клапан сапуна, заполните бачок новой
тормозной жидкостью.
|
6. Так же откачайте старую тормозную жидкость
из других суппортов дисковых тормозов.
Предупреждение
В любом случае
спускаемая тормозная жидкость должна быть прозрачной и не содержать
пузырьков.
Старую тормозную
жидкость сдайте как спецотходы.
|
|
2.5.4.6. Проверка рисунка протектора покрышки (шины)
Покрышки сбалансированных колес изнашиваются примерно равномерно на всей беговой
дорожке протектора при добросовестном соблюдении предписанного давления накачивания
и при правильной установке положения колес и нормальном функционировании амортизаторов.
При неравномерном износе покрышек см. техническое диагностирование неисправностей
в соответствующей главе. Нельзя сделать определенного вывода о долговечности шинных
изделий, так как срок их службы зависит от различных факторов:
– поверхности дорожного полотна;
– давления воздуха в накачанных шинах;
– режима движения;
– погоды (метеорологических условий).
Прежде всего, при спортивном режиме движения, резком разгоне и сильном торможении
шины подвергаются быстрому износу.
Предупреждение
Органы ГИБДД требуют, чтобы
шины изнашивались только до глубины канавок протекторного рисунка в 1,6 мм,
а именно, канавки протекторного рисунка должны на всей беговой дорожке протектора
иметь глубину не менее 1,6 мм. Однако с целью безопасности рекомендуем заменять
шины уже при высоте рисунка протектора не менее 2 мм.
Если же высота рисунка протектора приближается к предполагаемой допустимой глубине
канавок протекторного рисунка, т. е. если расположенный в любой точке окружности
шины индикатор износа больше не фиксирует протекторного рисунка, то шины должны
быть заменены.
Предупреждение
М+S – шины легковых автомобилей
для езды по грязным и заснеженным дорогам со специальным рисунком протектора
оказывают достаточное воздействие на грязь и снег только в том случае, если
их протекторный рисунок еще имеет глубину не менее 4 мм.
Исследуйте шину на наличие
мест порезов и при помощи небольшой отвертки установите глубину порезов. Если
порезы достигают каркаса покрышки, то из-за проникающей воды подвергается коррозии
стальной корд радиальной шины. Благодаря этому при известных условиях отрывается
от каркаса беговая дорожка протектора и шина разрывается. Поэтому в целях безопасности
заменяйте шину при глубоких разрезах в рисунке протектора.
2.5.4.7. Проверка вентиля пневматической камеры или шины
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Отвинтите пылезащитный колпачок с вентиля. |
2. Нанесите немного мыльного раствора на вентиль.
Если образуется мыльный пузырек, то жестко затяните вентиль наворачиваемым
пылезащитным колпачком.
Предупреждение
Для закрывания
вентиля можно применять только металлический пылезащитный колпачок.
|
3. Снова проверьте вентиль. Если опять образуются
пузырьки или вентиль дальше нельзя затянуть, замените вентиль.
|
4. Обязательно снова навинтите пылезащитный
колпачок. |
|
2.5.4.8. Проверка давления в накачанных шинах
Проверяйте давление в накачанных шинах только тогда, когда шина холодная.
Проверяйте давление один раз в месяц, а также в рамках технического обслуживания.
Дополнительно давление в накачанных шинах проверяется перед относительно
длительными автомагистральными поездками, так как при этом температурная нагрузка
на шины является самой большой
|