Руководство on-line w210
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Структура издания

Техническое обслуживание и контроль

Рабочие символы

Возможные неисправности системы охлаждения, их причины и способы устранения

Описание модели

Кузов

Общее

Концепция облегченной конструкции

Внешний вид модели Е-класса

Модели Mercedes Е-класса

Модельный ряд

Седан

Универсал

Салон

Общее

Посадочные места

Подушки безопасности

Варианты Т-модели

Вместимость багажного отделения

Габариты автомобилей Mercedes Е-класса

Двигатели

Общее

Дизельные 4-цилиндровые двигатели: Е 220 D, E 200 CDI и E 220 CDI

Common Rail

Дизельные 5-цилиндровые двигатели: Е 250 D и Е 290 TD

Дизельный 6-цилиндровый двигатель Е 300 D

Дизельный 6-цилиндровый двигатель Е 320 CDI

Бензиновые 4-цилиндровые рядные двигатели Е 200, Е 230

Бензиновые 6-цилиндровые рядные и V-образные двигатели Е 240, Е 280, Е 320

Бензиновые 8-цилиндровые V-образные двигатели Е 420, Е 430, Е 50 AMG, Е 55 AMG

Коробка передач

Механическая коробка передач

Автоматическая коробка передач

Ходовая часть

Общее

Безопасность при движении и прохождении поворотов

Улучшенная динамика

Тормозная система

Система пассивной безопасности

Общее

Защита от бокового удара

Защита от лобового столкновения

Условия работы и инструмент

Рабочее место

Приобретение запасных частей

Общее

Как правильно подобрать деталь

Выбор производителя запчастей

Контрактные запчасти

Основной инструмент

Специальный инструмент

Техника безопасности

Подъем автомобиля домкратом

Общее

Опорные стойки

Пользование домкратом

Приемы работы механика

Отворачивание заржавевшего крепежа

Отворачивание поврежденных гаек

Отворачивание болтов с внутренней шестигранной головкой и звездой

Отворачивание шлицевых и крестовых винтов

Удаление крепежа путем высверливания

Отвинчивание шпилек

Высверливание болтов со срезанными головками

Нарезка резьбы

Сдача автомобиля в ремонт

Авторизированный сервисный центр, автосервис, мастерская

Постановка задания на ремонт

Согласование стоимости работ

Запчасти для старого автомобиля

Своевременное предъявление претензии

Уход за автомобилем

Общее

Чистка салона

Мойка автомобиля

Общее

Проверка чистоты автомобиля

Место для мойки

Если вы моете автомобиль самостоятельно

Мойка двигателя

Смазка

Стеклоочиститель и стеклоомыватель

Общее

Датчик дождя

Износ щеток стеклоочистителя

Проверка стеклоочистителя и стеклоомывателя

Заливка моечной жидкости в стеклоомыватель ветрового стекла

Замена щетки стеклоочистителя

Форсунки стеклоомывателя

Установка форсунок

Демонтаж рычага очистителя лобового стекла

Снятие и установка моторедуктора стеклоочистителя лобового стекла

Клеммы моторедуктора стеклоочистителя

Снятие рычага очистителя заднего стекла (Т-модель)

Снятие и установка моторедуктора стеклоочистителя заднего стекла (Т-модель)

Возможные неисправности системы щеток стеклоочистителя, их причины и способы устранения

Уход за лакокрасочным покрытием

Средства для лакокрасочного покрытия автомобиля

Консервация лакокрасочного покрытия

Уход за лакокрасочным покрытием и консервация

Устранение повреждений лакокрасочного покрытия

Дизельные двигатели

Общие сведения

Четырехцилиндровые дизельные двигатели

Пятицилиндровые дизельные двигатели

Шестицилиндровые дизельные двигатели

Проворачивание коленчатого вала двигателя

Гидротолкатели

Возможные неисправности гидротолкателя, их причины и способы устранения

Цепь привода распределительных валов

Компрессия

Ремень привода вспомогательных агрегатов

Прокладка головки блока цилиндров

Возможные неисправности головки блока цилиндров, их причины и способы устранения

Стук в двигателе

Система смазки

Общее

Масляный насос

Давление масла

Моторное масло

Автоматический контроль уровня масла

Проверка работы датчика уровня масла

Проверка состояния масла в двигателе

Замена масла и масляного фильтра

Заправочные объемы

Проверка герметичности масляной системы

Возможные неисправности системы смазки, их причины и способы устранения

Система охлаждения

Общее

Избыточное давление и вентилятор радиатора

Охлаждающая жидкость

Проверка системы охлаждения на герметичность

Указатель уровня охлаждающей жидкости

Контроль уровня и долив охлаждающей жидкости

Замена охлаждающей жидкости

Заправочные объемы

Возможные неисправности термостата гидротолкателей и их причины

Возможные неисправности системы охлаждения, их причины и способы устранения

Термостат

Вентилятор

Замена шлангов системы охлаждения

Радиатор

Воздушный фильтр

Системы впрыска дизельных двигателей

Общие сведения

Основные элементы электронной дизельной системы (EDS)

Режимы работы двигателя

Система холостого хода

Система плавного переключения (ARA)

Впускной коллектор изменяемой длины

Форсунки

Турбокомпрессор

Возможные неисправности турбокомпрессора, их причины и способы устранения

Выключение двигателя

Обслуживание системы впрыска

Снятие форсунок

Разборка форсунок

Привод педали акселератора

Возможные неисправности системы питания дизельного двигателя, их причины и способы устранения

Система питания

Общее

Топливный бак

Топливный насос

Теплообменник

Топливный фильтр

Подача топлива

Топливный фильтр

Топливо

Слив топлива

Снятие трубопроводов и шлангов системы подачи топлива

Неисправности топливного насоса

Устройство предпускового подогрева

Система выпуска отработавших газов

Общее

Срок службы системы выпуска отработавших газов

Снижение токсичности отработавших газов

Проверка состояния системы выпуска отработавших газов

Замена системы выпуска отработавших газов

Замена глушителя

Бензиновые двигатели

Общие сведения

Общее

Гидротолкатели

Возможные неисправности гидротолкателей, их причины и способы устранения

Компрессия

Ремень привода вспомогательных агрегатов

Снятие и установка двигателя

Снятие и установка крышки головки блока цилиндров

Возможные неисправности двигателя, их причины и способы устранения

Система смазки

Общее

Циркуляция масла

Давление масла

Моторное масло

Вентиляция картера двигателя

Расход моторного масла

Система контроля уровня масла

Проверка состояния масла в двигателе

Замена масла и масляного фильтра

Возможные неисправности системы смазки, их причины и способы устранения

Система охлаждения

Общее

Циркуляция охлаждающей жидкости

Избыточное давление в системе охлаждения

Особенности системы охлаждения 6- и 8-цилиндровых двигателей

Дополнительный электровентилятор

Проверка герметичности системы охлаждения

Охлаждающая жидкость

Термостат

Снятие и установка радиатора (для двигателей объемом 2,0 и 2,3 л)

Возможные неисправности системы охлаждения, их причины и способы устранения

Системы управления двигателем

Общее

Меры безопасности при проведении работ с системой управления двигателем

Работа системы управления двигателем

Система зажигания

Система впрыска топлива

Возможные неисправности системы впрыска, их причины и способы устранения

Система питания

Общее

Система вентиляции топливного бака

Слив топлива из топливного бака

Демонтаж топливопроводов и шлангов системы питания

Снятие и установка датчика уровня топлива

Снятие и установка топливного насоса

Снятие и установка воздушного фильтра

Система выпуска отработавших газов

Общее

Каталитический нейтрализатор

Проверка системы выпуска отработавших газов

Снятие и установка системы выпуска отработавших газов

Трансмиссия

Общие сведения

Общее

Передача крутящего момента

Сцепление

Общее

Гидравлический привод сцепления

Износ сцепления

Проверка сцепления

Сцепление дергает

Проверка износа деталей сцепления

Визуальная проверка гидропривода сцепления

Прокачка гидропривода сцепления

Ремонт сцепления

Возможные неисправности сцепления, их причины и способы устранения

Механическая коробка переключения передач

Общее

Регулировка механизма переключения

Проверка уровня масла в коробке переключения передач

Проверка герметичности механической коробки передач

Автоматическая коробка передач (АКП)

Общее

Принцип работы АКП

Гидротрансформатор

Проверка АКП

Возможные неисправности АКП, их причины и способы устранения

Карданный вал

Общее

Снятие карданного вала

Дифференциал

Общее

Назначение дифференциала

Проверка уровня масла в дифференциале

Валы привода задних колес

Общее

Шумы в валах привода задних колес

Проверка состояния грязезащитных чехлов валов привода задних колес

Снятие и установка вала привода заднего колеса

Разборка вала привода и замена грязезащитных чехлов

4Matic (полноприводная версия)

Ходовая часть

Общие сведения

Общее

Параметры ходовой части

Рулевое управление и активная безопасность

Новые характеристики ходовой части

Передняя подвеска

Общее

Новое рулевое управление

Задняя подвеска

Общее

Ходовая часть Т-модели с кузовом универсал

Регулирование клиренса

Проверка установки колес

Проверка состояния амортизаторов

Проверка грязезащитных чехлов и люфта наконечников рулевых тяг

Проверка грязезащитных чехлов и люфта шарового шарнира

Проверка люфта подшипника ступицы колеса

Установка зазора подшипника передней ступицы

Снятие передних амортизаторов

Проверка снятых амортизаторов

Снятие пружины подвески переднего колеса

Снятие амортизатора подвески заднего колеса (без регулятора клиренса)

Снятие пружины задней подвески

Рулевое управление

Общее

Гидроусилитель рулевого управления

Проверка люфта рулевого управления

Проверка уровня рабочей жидкости гидроусилителя

Проверка герметичности гидроусилителя

Проверка грязезащитных чехлов зубчатой рейки рулевого управления

Замена наконечников рулевых тяг

Проверка грязезащитных чехлов рулевых тяг

Возможные неисправности рулевого управления, их причины и способы устранения

Шины и колеса

Общее

Колеса Mercedes Е-класса

Информация, указываемая на шине

Важные данные о шинах

Проверка давления в шинах

Замена колеса

Проверка состояния шин

Дисбаланс колеса

Возможные неисправности шин, их причины и способы устранения

Тормозная система

Рабочая тормозная система

Общее

Важнейшие элементы рабочей тормозной системы

Тормозная жидкость

Противобуксовочная система (ASR)

Электронное управление дроссельной заслонкой

Система BAS (Brake-Assist)

Электронная система стабилизации (ESP)

Эксплуатация систем ABS/ASR/BAS/ESP

Проверка тормозов

Стояночная тормозная система

Общее

Проверка эффективности действия стояночного тормоза

Проверка уровня тормозной жидкости

Общее

Проверка тормозной системы на наличие протечек и повреждений

Проверка усилителя тормозов

Общее

Проверка толщины накладок

Проверка состояния тормозных дисков

Замена передних тормозных колодок

Замена задних тормозных колодок

Снятие суппорта

Снятие тормозного диска

Снятие тормозного шланга

Снятие тормозных трубопроводов

Прокачка тормозной системы

Общее

Замена тормозной жидкости

Регулировка стояночного тормоза

Общее

Снятие тормозных колодок стояночного тормоза

Замена тросов стояночного тормоза

Возможные неисправности тормозной системы, их причины и способы устранения

Электрооборудование

Общее

Аккумуляторная батарея

Общее

Батарея - накопитель энергии

Стартер

Генератор

Общее

Генератор высокой мощности с жидкостным охлаждением

Регулятор напряжения

Проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее, обслуживание контактов

Общее

Обслуживание контактов

Проверка заряда аккумуляторной батареи

Общее

Измерение напряжения

Состояние аккумуляторной батареи в соответствии с показаниями ареометра

Состояние аккумуляторной батареи в соответствии с показаниями мультиметра

Пуск двигателя от внешнего источника питания

Зарядка аккумуляторной батареи

Снятие аккумуляторной батареи

Обнаружение неисправного потребителя

Проверка регулятора напряжения

Общее

Возможные неисправности аккумуляторной батареи, их причины и способы устранения

Снятие генератора

Снятие и установка стартера

Общее

Возможные неисправности стартера, их причины и способы устранения

Освещение

Общее

Постоянный контроль за приборами освещения

Замена ламп в фарах

Замена лампы противотуманной фары

Снятие фар головного света

Приблизительная регулировка света фар

Регулировка фар головного света

Регулировка противотуманных фар

Замена лампы в заднем фонаре

Снятие заднего фонаря

Замена лампы в дополнительном сигнале торможения

Замена лампы освещения номерного знака

Звуковая и световая сигнализация

Общее

Проверка приборов звуковой и световой сигнализации

Замена передних указателей поворота

Замена повторителей указателя поворота

Если неисправно реле указателей поворота

Проверка и снятие сигналов торможения

Снятие звукового сигнала

Проверка звукового сигнала

Возможные неисправности звукового сигнала, их причины и способы устранения

Возможные неисправности сигнала торможения, их причины и способы устранения

Возможные неисправности аварийной сигнализации и указателей поворота, их причины и способы устранения

Контрольные приборы

Общее

Проверка приборов

Комбинация приборов

Общее

Снятие комбинации приборов

Темпомат (круиз-контроль)

Общее

Принцип работы

Система подушек безопасности и преднатяжители ремней безопасности

Общее

Контрольная лампа системы SRS

Провода и предохранители

Цветовое обозначение проводов

Монтажный блок реле и предохранителей

Предохранители

Общее

Замена предохранителя

Комби-реле

Электрические схемы

Общее

Условные обозначения на электрических схемах

Салон

Отопление и вентиляция

Общее

Элементы автоматической системы отопления (HAU)

Проверка работы системы отопления и вентиляции

Замена фильтра поступающего в салон воздуха

Вентилятор приточного воздуха

Поиск неисправностей вентилятора

Снятие электродвигателя вентилятора

Возможные неисправности системы отопления, их причины и способы устранения

Кондиционер

Общее

Принцип действия кондиционера

Выключатели

Электрические стеклоподъемники

Общее

Поиск неисправностей стеклоподъемников

Ремонт в дороге

Выключатели электростеклоподъемников

Снятие выключателя механизма электростеклоподъемника

Центральная блокировка

Общее

Открытие в экстренном случае

Вакуумные шланги

Поиск неисправностей в системе центральной блокировки

Регулировка зеркал заднего вида

Общее

Проверка электрического привода регулировки заднего вида

Разборка зеркала заднего вида

Прикуриватель

Проверка обогревателя заднего стекла

Снятие магнитолы

Снятие динамиков

Замена ламп внутреннего освещения

Общее

Замена остальных ламп

Сиденья

Общее

Снятие передних сидений

Снятие заднего сиденья

Снятие задних подголовников

Обогрев сидений

Проверка ремней безопасности

Снятие вещевого ящика

Снятие облицовки рычага переключенния передач на центральной консоли

Снятие пепельницы

Снятие центральной консоли

Снятие облицовки блока управления отопителя

Снятие обивки средней стойки

Снятие обивки задней стойки

Снятие задней полки

Снятие обивки под панелью приборов

Снятие обивки в зоне педального узла

Кузов

Общее

Установка капота в вертикальное положение

Снятие капота

Регулировка капота

Снятие облицовки радиатора

Снятие эмблемы «Mercedes»

Замена троса открывания капота

Снятие крыла

Снятие подкрылков

Снятие крышки багажника

Общее

Регулировка крышки багажника

Снятие боковых накладок

Бамперы

Общее

Снятие переднего бампера

Снятие заднего бампера

Снятие наружного зеркала заднего вида

Двери

Общее

Снятие передней двери

Регулировка передней двери

Снятие задней двери

Регулировка задней двери

Снятие обивки двери

Снятие стекла двери

Снятие внешней ручки двери

Снятие замка двери

Ветровое и заднее стекла

Люк в крыше

Приложения

Технические данные и характеристики

Двигатель

Трансмиссия

Ходовая часть и рулевое управление

Тормозная система

Электрооборудование

Заправочные объемы автомобилей

Масса автомобиля

План технического обслуживания автомобиля

Ограничения гарантийного срока

Прибор HHT для тестирования электронного оборудования автомобиля

План технического обслуживания

Схемы электрооборудования

Условные обозначения на электрических схемах

Схемы 1-10

1. Стартер и генератор (двигатели 104, 111, 604, 605, 606)

2. Сигнал скорости движения передней оси (GES) (двигатели 104, 111, 602, 604, 605, 606)

3. Сигнал скорости движения задней оси (GES) (двигатели 104, 111, 602, 604, 605, 606)

4. Сигнал скорости движения задней оси (GES) (двигательи 104, 111, 604, 605, 606)

5. Автоматическая коробка передач (AG) (двигатели 104, 111, 119, 604, 605)

6. Модуль реле (К40) (двигатели 602, 604, 605, 606)

7. Электронное управление дроссельной заслонкой (EFP)/ круиз-контроль (TMP)/ регулировка холостого хода (LLR) (двигатели 104)

8. Система впрыска дизельного двигателя с ТНВД (EVE) распределительного типа и электронной регулировкой (двигатель 602)

9. Система впрыска дизельного двигателя с ТНВД (EVE) распределительного типа и электронной регулировкой (двигатель 604)

10. Система впрыска дизельного двигателя с рядным ТНВД (EVE) и электронной регулировкой (двигатель 605)

Схемы 11-20

11. Система впрыска дизельного двигателя с рядным ТНВД (EVE) и электронной регулировкой (двигатель 606)

12. Двигатель с шиной данных CAN

13. Система адаптивной регулировки подвески (ADS)

14. Противоослепляющее устройство внутреннего зеркала заднего вида

15. Звуковой сигнал

16. Парковочная система Parktronik (PTS)

17. Подсветка косметического зеркала

18. Блок предохранителей и реле (F1)

19. Привод сдвижного/ подъемного люка в крыше (SHD)

20. Стеклоочиститель

Схемы 21-31

21. Внутреннее освещение

22. Инфракрасное дистанционное управление

23. Контактный разъем прицепного устройства

24. Центральная блокировка

25. Наружное освещение

26. Автоматика системы отопления (HAU)

27. Блок предохранителей в задней части автомобиля (F4)

28. Система управления бензинового двигателя E320 (начало)

29. Система управления бензинового двигателя E320 (окончание)

30. Система ABS, модели с противобуксовочной системой

31. Фары головного света с ксеноновыми лампами

5.1.3. Шестицилиндровые дизельные двигатели

Моторный отсек с дизельным двигателем 300 D
Рис. 4.5. Моторный отсек с дизельным двигателем 300 D: 1 – охлаждаемый бокс из пластмассы для электронных регуляторов и релейных блоков; 2 – решетка воздухозаборника вентиляции салона; 3 – корпус клапанов регулировки давления; 4 – крышка отделения форсунок и свечей зажигания; 5 – привод стеклоочистителя; 6 – масляный фильтр; 7 – впускной коллектор; 8 – бачок для тормозной жидкости с основным тормозным цилиндром и усилителем тормозов; 9 – блок предохранителей и реле; 10 – расширительный бачок; 11 – воздушный фильтр; 12 – перепускной клапан выпускной системы; 13 – маслоизмерительный щуп; 14 – крышка маслоналивной горловины; 15 – бензиновый фильтр; 16 – запасная емкость гидравлического масла для сервоуправления; 17 – бачок омывателя (спереди — для фар, сзади — для стеклоочистителя); 18 – тормозной блок


Наряду с 5-цилиндровыми турбодвигателями Mercedes предлагает 6-цилиндровый дизельный двигатель с объемом цилиндров 3 л (ОМ 606) (рис. 4.5). Технически ОМ 606 почти полностью соответствует моделям ОМ 604 и ОМ 605 с меньшим числом цилиндров (2,5 л, 5 цил.). Он оснащен головкой блока цилиндров с форкамерой и четырьмя клапанами на цилиндр, электронным управлением, рядным ТНВД, двухмассовым маховиком (у моделей с механической коробкой передач). Коленчатый вал 6-цилиндрового двигателя установлен на семи опорных подшипниках. Исключительной особенностью ОМ 606 является регулируемый по длине впускной коллектор в форме трехступенчатого резонансного всасывающего патрубка с заслонками.

Моторный отсек с дизельным двигателем 320 CDI
Рис. 4.6. Моторный отсек с дизельным двигателем 320 CDI: 1 – расширительный бачок; 2 – воздушный фильтр; 3 – канал подачи воздуха турбокомпрессора; 4 – охлаждаемый бокс для электронных регуляторов и релейных блоков; 5 – крышка маслоналивной горловины; 6 – решетка воздухозаборника вентиляции салона; 7 – крышка двигателя; 8 – крышка впускного коллектора; 9 – бачок для тормозной жидкости с основным тормозным цилиндром и усилителем тормозов; 10 – маслоизмерительный щуп; 11 – звуковой сигнал; 12 – защитная решетка радиатора; 13 – шланг радиатора; 14 – крышка бензинового фильтра; 15 – бачок омывателя (спереди — для фар, сзади — для стеклоочистителя ветрового стекла); 16 – блок управления тормозной системой; 17 – запасная емкость гидравлического масла с серворегулятором; 18 – блок предохранителей и реле


С августа 1999 г. на автомобили Mercedes начали устанавливать двигатель 320 CDI (рис. 4.6) с системой Common Rail, заменивший Е 300 D.
Все двигатели CDI выполняются по модульной системе, они имеют одинаковое расстояние между цилиндрами (97 мм) и одинаковые диаметры и рабочий ход (88 х 88,34 мм). При этом двигатели CDI получили новую головку цилиндров с четырьмя клапанами, центральнорасположенными форсунками и алюминиевой конструкцией.

Распределение топлива в камере сгорания
Рис. 4.7. Распределение топлива в камере сгорания


Многоклапанная система
Рис. 4.8. Многоклапанная система



Поршень с шатуном
Рис. 4.9. Поршень с шатуном: 1 – поршень с тремя поршневыми кольцами; 2 – шатун; 3 – крышка опорного подшипника


Двухмассовый маховик
Рис. 4.10. Двухмассовый маховик: 1 – коленчатый вал; 2 – передняя часть маховика; 3 – гаситель крутильных колебаний; 4 – задняя часть маховика


Продольный разрез 4-цилиндрового дизельного двигателя с форкамерным впрыском (ОМ 604)
Рис. 4.11. Продольный разрез 4-цилиндрового дизельного двигателя с форкамерным впрыском (ОМ 604): 1 – вентилятор с вискомуфтой; 2 – масляный щуп; 3 – цепь привода распределительных валов; 4 – маслоналивная горловина; 5 – впускной коллектор; 6 – патрубок от корпуса управляющего клапана; 7 – масляный фильтр; 8 – стартер; 9 – двухмассовый маховик; 10 – шатун с поршнем; 11 – коленчатый вал; 12 – приемная воронка масляного насоса; 13 – масляный насос; 14 – цепь привода масляного насоса


Поперечный разрез 4–цилиндрового дизельного двигателя с форкамерным впрыском (ОМ 604)
Рис. 4.12. Поперечный разрез 4–цилиндрового дизельного двигателя с форкамерным впрыском (ОМ 604): 1 – приемная магистраль впускной системы; 2 – впускной коллектор; 3 – свечи накаливания; 4 – шестерня привода ТНВД; 5 – шатунные валы коленчатого вала; 6 – шестерня привода масляного насоса; 7 – датчик уровня масла; 8 – термостат системы охлаждения; 9 – выпускной патрубок; 10 – канал рециркуляции отработавших газов;11 – клапан рециркуляции отработавших газов; 12 – корпус управляющего клапана


Пятицилиндровый дизельный двигатель CDI (ОМ 612)
Рис. 4.13. Пятицилиндровый дизельный двигатель CDI (ОМ 612)


Шестицилиндровый дизельный двигатель CDI (ОМ 613)
Рис. 4.14. Шестицилиндровый дизельный двигатель CDI (ОМ 613)


Совместная работа распределительного вала и клапанов
Рис. 4.15. Совместная работа распределительного вала и клапанов: 1 – крышка головки цилиндров; 2 – кожух головки цилиндров; 3 – распределительный вал выпускных клапанов; 4 – толкатели с гидравлической регулировкой зазора; 5 – форсунка впрыска; 6 – выпускной клапан; 7 – форкамера с впускным каналом к камере сгорания; 8 – впускной канал; 9 – форсунка; 10 – распределительный вал впускных клапанов


Положения поршня
Рис. 4.16. Положения поршня: 1 – верхняя мертвая точка; 2 – рабочий ход; 3 – нижняя мертвая точка; 4 – камера сгорания; 5 – головка блока цилиндров


ТЕХНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
    Многоклапанная система
Четырехклапанная головка цилиндра. Мощность мотора зависит не только от объема цилиндров и числа оборотов, но и от скорости поступления топливовоздушной смеси в камеру сгорания и скорости выпуска отработавших газов. Поэтому по сравнению с 2-клапанной системой 4-клапанная способствует более интенсивному наполнению камеры сгорания (рис. 4.7). Кроме того, четыре клапана меньшего диаметра имеют намного большую площадь открытия, чем два — большего диаметра (рис. 4.8). Сгорание топлива в двигателях с 4-клапанной системой происходит «мягче», чем в двигателях с 2-клапанной, так как меньше инерция клапанов. Это способствует понижению уровня шума при работе.
    Детали двигателя
Блок цилиндров. В этом самом большом и тяжелом узле располагается кривошипно-шатунный механизм. Блок цилиндров изготовлен из серого чугуна. Внутри блока находятся каналы для водяного охлаждения. Снизу блока — подушки для опорных подшипников коленчатого вала.  Блоки для новых 5- и 6-цилиндровых двигателей CDI выполняются из серого чугуна. Из-за увеличенных механических нагрузок (прямой впрыск) блоки имеют дополнительные ребра жесткости и более толстые стенки.
Головка блока цилиндров. Закрывает блок сверху. Изготовлена из легкого сплава. По сравнению с головкой из серого чугуна здесь выше вероятность перекоса из-за недостаточного охлаждения, неправильного монтажа или демонтажа неостывшего двигателя, но она легче по весу и у нее выше теплоотдача в систему охлаждения. В головке блока имеются каналы для охлаждения, смазки, впускной системы и выпускной системы. Также в ней смонтированы посадочные места для свечей накаливания, форсунок, клапанов и толкателей. Распределительные валы располагаются сверху головки цилиндров. Патрубки монтируются снаружи на головке цилиндров. Слева расположены различные датчики, переключатели и клапаны. Седла клапанов изготавливаются из твердого металла. Головка цилиндров из алюминия для двигателей моделей CDI отличается кроме прочего наличием двух спиральных впускных каналов. Один из них служит для завихрения, другой — для наполнения. Оба канала соответствуют симметрично выполненным камерам сгорания и служат для сильного завихрения воздуха перед цилиндрами, которое помогает создать оптимальную смесь топлива с нагнетаемым воздухом. Для равномерного распределения топлива внутри камер сгорания служат форсунки новой конструкции, расположенные в середине цилиндров.
Цилиндры. Цилиндры встроены в блок и вместе с камерами сгорания головки цилиндров образуют объем цилиндров. Внутренние стенки цилиндров хонингуются так называемым методом сетчатой шлифовки. Диаметры цилиндров выполняются на 0,02 мм больше, чем соответствующие поршни. При капитальном ремонте двигателя цилиндры можно шлифовать дополнительно до 3 раз, обеспечивая соответствующий ремонтный размер.
Поршни. Они принимают на себя давление сгорающей смеси и через шатун передают усилие на коленчатый вал. Изготавливаются из легкого металла. В верхней трети поршня расположены поршневые кольца. Два верхних кольца (компрессионные) препятствуют проникновению газов при работе в картер двигателя. Нижнее (маслосъемное) кольцо снимает масло со стенок цилиндра.
Шатуны. Соединяют поршни с коленчатым валом (рис. 4.9). Головка шатуна с бронзовым вкладышем соединяется при помощи свободно посаженного пальца с поршнем. Основание шатуна закрепляется с помощью крышки опорного подшипника на коленчатом валу.
Коленчатый вал. Преобразует возвратно-поступательное движение поршней во вращательное. Во избежание вибрации при работе колена вала имеют противовесы. Для предотвращения неконтролируемых колебаний или прогиба при работе опорные шейки вала крепятся подшипниками на блоке двигателя. Сзади (по направлению движения) на торце коленчатого вала установлено опорное кольцо с зубчатым венцом для устранения осевого биения вала. На переднем конце коленчатого вала смонтированы шестерни для привода распределительного вала и масляного насоса, а также шкив для ремня привода вспомогательных агрегатов.


ТЕХНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
  Детали двигателя
Двухмассовый маховик. В автомобилях с механической коробкой передач установлен двухмассовый маховик (рис. 4.10). Он сглаживает крутильные колебания коленчатого вала, возникающие при работе двигателя. Передняя часть маховика плотно прикручена болтами к коленчатому валу 1. На ней установлен гаситель крутильных колебаний 3, состоящий из системы пружин и демпферов. Задняя часть маховика укреплена на гасителе крутильных колебаний и не имеет жесткого соединения с передней частью и коленчатым валом.
Внешний вид, разрезы и детали двигателей показаны на рис. 4.11,рис. 4.12,рис. 4.13,рис. 4.14.
Клапаны. Через них осуществляется впрыск горючей смеси и выпуск отработавших газов.
Распределительный вал. При четырех клапанах на цилиндр оба распределительных вала установлены в специальном корпусе.
Распределительный вал служит для привода клапанов в определенном порядке. Момент закрытия и открытия задается установкой коленчатого вала в определенное положение (рис. 4.15).
Привод распределительных валов осуществляется цепью от коленчатого вала. Оба распределительных вала имеют шестеренчатое зацепление друг с другом. Шестерня на распределительном валу имеет в два раза больше зубцов, чем шестерня на коленчатом валу. Соответственно числу цилиндров распределительные валы имеют разную длину. Для экономии веса валы полые.



ТЕХНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
    Основные понятия о работе двигателей
Четырехтактный принцип работы.
Впуск (1-й такт): поршень идет вниз к нижней мертвой точке; открывается впускной клапан, нагнетаемый воздух подается в цилиндр.
Сжатие (2-й такт): поршень идет от нижней мертвой точки к верхней; впускной клапан закрыт; под давлением поршня воздух сжимается.
Сгорание (3-й такт): от температуры сжатия топливо воспламеняется, топливная смесь при сгорании толкает поршень к нижней мертвой точке, и шатун проворачивает коленчатый вал.
Выпуск (4-й такт): поршень идет опять наверх, выпускной клапан открыт, и отработавшие газы уходят в систему выпуска.
Рабочий объем цилиндра. Объем цилиндра, при котором поршень проходит от нижней мертвой точки до верхней, называется рабочим объемом. По достижении поршнем верхней мертвой точки остается еще небольшое пространство камеры сгорания. Камера сгорания и рабочий объем показаны на рис. 4.16.
Степень сжатия. Это характеристика соотношения между рабочим объемом цилиндра и объемом камеры сгорания. Она показывает, во сколько раз уплотняется горючая смесь перед воспламенением.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Ремонт узлов и деталей на двигателях требует высокой квалификации и специального инструмента. Все работы необходимо проводить исключительно на специализированных СТОА.

    © Copyright 2009-2017 by [202]Denis